Мировой рынок информационных и телекоммуникационных услуг
Цифровая трансформация экономики – формирование нового класса бизнес-моделей, интегрирующих цифровую (информационную) и материальную составляющие. Одно из важнейших преимуществ цифровой экономики – отсутствие традиционных рыночных барьеров. Обмен данными или услугами может осуществляться практически мгновенно, между любыми точками земного шара.
Ключевым активом для цифровой экономики становится квалификация персонала, его опыт. Это открывает широкие возможности для развития малого бизнеса, позволяет обойти инвестиционные ограничения, характерные для малого бизнеса.
Сегмент информационных и телекоммуникационных услуг в цифровой экономике – целевой рынок для значительного числа компаний, создаваемых в рамках инновационных кластеров. Синергетические эффекты, формирование комплексной экосистемы развития бизнеса, поддерживающей все инновационные отрасли, это результат создания цифровых инновационных кластеров.
Информационные и телекоммуникационные услуги широко востребованы на мировом рынке. Начиная с 2006 года, этот рынок вырос в 3,5 раза – со $148 до $519 млрд. Рынок прошел 2 кризиса – в 2009 и 2015 годах, когда объемы экспорта сокращались, сейчас уверенно растет: в 2017 году объем экспорта увеличился на 6%, в сравнении с 2016 годом.
В структуре рынка информационных и телекоммуникационных услуг, по состоянию на 2017 год, основную долю занимают услуги по разработке программного обеспечения – более 75%. Также отдельно выделяются телекоммуникационные услуги, новостные сервисы и прочие информационные услуги.
В перспективе можно ожидать, что сегмент телекоммуникационных услуг будут расти опережающими темпами.
Для телекоммуникационных услуг главным драйвером роста станет интернет вещей, развитие которого потребует многократно увеличить пропускную способность действующих каналов и обеспечить глобальный охват WIFI.
Важные изменения происходят в сегменте программного обеспечения – переход от поставки готовых программ к продаже услуг облачных сервисов. Такой подход позволяет снизить остроту проблем с интеллектуальной собственностью, но с другой стороны, требует больших пропускных возможностей телекоммуникационных сетей, что способствует их развитию.
Мировым лидером по продаже информационных и телекоммуникационных услуг является Ирландия. Объем экспортав 2017 году составил $85 млрд., что в 1,5 раз больше, чем у ближайшего конкурента – Индии.
- В 2010 году Ирландия отставала от Индии по объемам экспорта информационных и телекоммуникационных услуг ($37 млрд. против $40 млрд.). Успех Ирландии основан на сочетании ряда факторов:
- Комфортная социальная и культурная среда и удачное географическое положение позволяют привлекать наиболее квалифицированные кадры IT как Европы, так и Америки (в цифровую эпоху квалификация персонала – главное средство производства);
- Целенаправленная политика развития малого бизнеса (ряд налоговых амнистий, меры направленные на поддержку инвестирования);
- Высокий уровень образованности населения;
- Стратегия «разделять успех», когда небольшие ирландские компании пишут программное обеспечение в интересах крупнейших и наиболее быстрорастущих отраслевых корпораций.
Доля лидеров – Ирландии, Индии и США составляет более ¼ от всего экспорта.
Ведущие мировые импортеры программного обеспечения – страны с наибольшим размером экономики – США, Китай, Германия, другие страны ЕС.
Как отметил глава Института анализа инвестиционной политики Елена Скрынник, для России развитие экспорта информационных и телекоммуникационных услуг может стать одним из наиболее перспективных направлений цифровизации экономики. За счет увеличения поставок конечных продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью российские компании способны занять доминирующие позиции на глобальном цифровом рынке. В целом цифровые товары и услуги могут стать основой несырьевого экспорта РФ.
Широкая поддержка цифровых малых и средних компаний, развитие комфортной бизнес-среды, использование лучшего мирового опыта, в том числе ирландского, ускорит раскрытие значительного потенциала МСП вобласти экспорта информационных и телекоммуникационных услуг.
Источник данных: ITC на основании UNComtrade, WorldBank, национальной статистики.