Мировой опыт поддержки малого бизнеса в сфере промышленности

Классические отрасли специализации малого бизнеса – сфера услуг, торговля, в последние годы -IT. Однако, как показывает мировой опыт, существует значительный потенциал развития малого бизнеса в отрасли машиностроения. Набор преимуществ малого бизнеса: умение быстро адаптироваться под потребности рынка и заполнять рыночные ниши, эффективно внедрять инновациипозволяет сделать эту отрасль более гибкой, современной и конкурентоспособной.
Ключевые проблемы – качество продукции, высокие требования к стартовым инвестициям и рыночные барьеры, обусловленные конкуренцией с крупными компаниями.
Проблема качества может быть решена за счет использования современного высокоточного оборудования, обрабатывающих центров, снижающих до минимума риски, связанные с недостаточной квалификацией персонала. Современные системы контроля качества и управления цепочками поставок позволяют заказчику проследить весь процесс и минимизировать любые риски, начиная от закупки некачественного сырья.
Решение проблем высоких стартовых инвестиций – задача для общей работы государства и частных инвесторов всех уровней: от венчурных инвесторов до банков.
Основную роль играет вопрос выхода на рынок предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся в области машиностроения. В мировой практике можно выделить два ключевых подхода к решению этой задачи.
Первый,наиболее распространенный – классическое выстраивание экосистемы поставщиков вокруг крупного производства. Наиболее часто упоминаются экосистемы поставщиков компонентов, построенные японскими автомобильными заводами. В настоящие время подобные экосистемы поставщиков также действуют у многих европейских предприятий. Ряд рынков инновационной продукции, к примеру, заводские транспортные тележки с системой автономного вождения, практически полностью контролируются небольшими производителями.
Второй подход активно использовался китайскими компаниями, которые смогли предложить не очень высокого качества, но доступные по цене товары (велосипеды, мотоциклы, бытовая техника и т.п.). Опыт Китая специфичен, поскольку опирался на очень емкий внутренний рынок. Но он показывает, что при условии продуманной, целенаправленной и масштабной поддержки государства малый и средний бизнес может формировать целые новые отрасли национальной экономики.
Поддержку малого и среднего бизнеса, работающего в сфере машиностроения, как правило, осуществляют специализированные агентства с широкой филиальной сетью.
Наиболее широко развита сеть поддержки машиностроительных производств в Германии и Японии. Эти страны имеют давние отраслеваые традиции и заслуженно входят в число лидеров мирового машиностроения. Япония – хрестоматийный пример построения экосистемы малых промышленных предприятий.
Институты развития малого и среднего бизнеса в машиностроении решают несколько групп взаимосвязанных задач:
Программы и практики ускоренного развития технологий
- Продвижение технологий, адаптированных для применения малым и средним бизнесом
- Помощь в налаживании горизонтальных связей между бизнесменами, поиск возможностей развития бизнеса
- Поддержка трансфера технологий, их коммерциализации;
- Проведение НИОКР совместно с компаниями малого и среднего бизнеса, предоставление лабораторных мощностей;
- Вовлечение малого бизнеса в совместные исследовательские проекты
Например, японский центр Kohsetsushi активно привлекает сотрудников малых и средних компаний к совместным исследованиям. Это обеспечивает, помимо достижения целей НИОКР, развитие горизонтальных связей между компаниями и повышение профессионального уровня сотрудников.
Поддержка создания новых высокотехнологичных производств
- Финансирование технологического развития;
- Предоставление целевых грантов на проведение НИОКР;
- Продвижение технологий энергоэффективности;
- Продвижение инструментов повышения эффективности производства, включая LeanManufacturing, 6Сигма и др.;
- Предоставление информации и помощь в стандартизации и сертификации;
- Обучение персонала
Развитие сотрудничества и кооперации в отрасли
- Проведение крупных обучающих мероприятий (семинары, конференции и др.), которые также способствуют установлению горизонтальных связей между компаниями малого бизнеса;
- Изучение и разработка рекомендаций по внедрению лучших отраслевых практик;
- Помощь в продвижении на рынок продукции малого и среднего бизнеса, налаживание вертикальных связей с крупным бизнесом
В России в настоящее время сформировано промышленное, высокотехнологичное ядро, обеспечивающее выпуск продукции оборонной отрасли, авиа- и судостроения, автомобильной отрасли. Создание эффективного, работающегопо цифровым стандартам института развития малого и среднего машиностроительного бизнеса позволит выстроить многоуровневую систему поддержки МСП.