Микромобильность: тренд формирующий один из наиболее ёмких мировых стандартов
Рост урбанизации – ключевой долговременный демографический тренд. В 2007 году впервые численность городского и сельского населения сравнялась, на уровне ~ 3,4 млрд. чел. По состоянию на 2018 год в городах проживало уже 4,2 млрд. чел, а на 2030 год, ожидается, рост городов до 5 и более миллиардов человек. Городская транспортная среда предъявляет особые требования к мобильности населения. На больших дистанциях – несколько десятков километров - люди предпочитают использовать общественный транспорт. Большинство коротких поездок осуществляется на расстояние до 5 километров – отвезти ребенка в школу или сад, съездить в магазин, добраться до остановки общественного транспорта.
Плотная городская застройка, нехватка мест для парковки делает использование собственного транспорта для обеспечения микромобильности нерациональным: время на поиск места, где можно будет оставить автомобиль начинает превышать время поездки. Кроме того, значительное влияние оказывают экологические факторы: широко востребован переход на электротранспорт. Важно учитывать, что для стран, расположенных в благоприятных климатических условиях оптимальным для поездок, на небольшие расстояния, становится использование такого транспорта как велосипеды и электроскутеры. Мускульная сила человека – бесплатный и экологически чистый вид энергии, а электроскутер очень эффективно использует энергию: согласно данным CB Insight, используя 1 квт/ч энергии бензиновый автомобиль может проехать 1,3 км, электрический – 6,6 км, а электроскутер - 133 километра.
Можно выделить 3 поколения развития индустрии микромобильности, каждое из которых ориентируется на свою среднюю дистанцию поездки и своего потребителя:
Сегменты рынка микромобильности
Средние дистанции: 10-15 км – агрегаторы услуг такси, такие как Uber, Gett или Яндекс-Такси. Компании вышли на рынок достаточно давно, прошли путь от стартапов до отраслевых лидеров с многомиллиардными оборотами и полностью изменили отрасль, создав сотни тысяч рабочих мест, радикально снизив цены на поездки, сделав заказ услуг такси простым и удобным.
Длинные дистанции: более 15 километров – сети каршеринга. Быстроразвивающийся бизнес. Лидеры уже определились, но рынок еще не заполнен. В крупных городах каршеринг стал удобной альтернативой владению собственной машиной. Прозрачная структура расходов, снижение рисков, отсутствие ежедневных проблем с парковкой и пробками на дорогах – важные факторы роста популярности каршеринга. Ожидается, что широкое внедрение электромобилей и систем автономного вождения сделает каршеринг основным видом индивидуального городского транспорта.
Малые дистанции: до 10 километров: сравнительно новый сегмент рынка, демонстрирующий очень высокие темпы роста. Решением для обеспечения микромобильности на малых дистанциях стали сети проката велосипедов и электроскутеров. Национальными лидерами в этой сфере стали страны Юго-Восточной Азии и США, но быстрое развитие идет по всему миру.
Развитие бизнеса по обеспечению микромобильности на малых дистанциях стало возможным благодаря сочетанию ряда технологических факторов:
- Смартфоны и мобильные приложения могут обеспечивать эффективный контроль доступа к арендуемым транспортным средствам;
- Технологии электротранспорта позволили создать компактный и функциональный электроскутер или электробайк;
- Тренд, направленный на ответственное потребление, здоровый образ жизни сделали социально-одобряемым использование электроскутеров и байков для любых категорий пользователей, вне зависимости от возраста и положения в обществе.
Главными сдерживающими факторами в развитие микромобильности на малых дистанциях стали поведение потребителей (хищения, вандализм), погодные условия (очень важный ограничивающий фактор для стран Скандинавии, России, Канады) и неготовность городской инфраструктуры (отсутствие развитой сети велодорожек). Можно ожидать, что создание городской среды, дружественной для средств обеспечения микромобильности станет одним из ключевых урбанистических трендов 21 века.
В российских условиях, сотрудничество бизнеса и государства при формировании нового облика городской среды, удобной не только для пешеходов и автомобилистов, но и для персонального микротранспорта, может стать ключевым фактором развития отечественных компаний – лидеров на рынке обеспечения услуг микромобильности.