Международная торговля биржевыми продовольственными товарами
Ведущие тренды мирового агропродовольственного трейдинга – возрастание роли технологических компетенций: хранение, транспортировка, управление цепочками поставок.
В международной торговле сельскохозяйственной продукцией ключевую роль играют биржевые товары – зерно, растительное масло, сахар, а также кофе, какао и др. Важным преимуществом биржевых товаров является стабильный спрос на них.
Для России торговля биржевыми сельскохозяйственными товарами – один из ключевых инструментов для увеличения объемов агроэкспорта. Важнейшие факторы успеха на этом рынке - базис поставки (как правило, экспортные элеваторы в портах) и гармонизация стандартов качества, что позволяет упростить доступ на рынки, а также соотносить между собой цены на сходные агротовары, например, на пшеницу, торгуемую в США (базис поставки – Gulf, экспортные элеваторы портов Техаса и Луизианы)и в России (базис поставки – порты Черного моря).
Инфраструктура хранения и транспортировки, а также финансовые возможности, позволяющие консолидировать крупные экспортные партии биржевых товаров, – основа для бизнеса ведущих трейдеров агрорынка (ADM, Bunge, Cargill, LuisDreifus, WilmarInternational, Glencore, Olam International).
Рекордные урожаи последних нескольких лет привели к значительным изменениям на агропродовольственном рынке. На сегодня мировой рынок продовольствия – рынок покупателя. Цены на протяжении последнего года достаточно стабильны. Следствием этого стало значительное снижение маржи компаний – трейдеров. Louis Dreyfus Co. объявила о самой низкой прибыли за десятилетие, американская компания ADM – крупнейший оператор рынка кукурузы - также сообщает о низких финансовых результатах.
Изменение рыночной конъюнктуры привело к тому, что агрессивно зашедшие на мировой рынок новички, китайская компания COFCO, возвращаются к работе на внутреннем рынке. Одна из причин – убыток в $350 млн., показанный компанией NideraBV, ранее приобретенной COFCO.
Еще одним неблагоприятным фактором для трейдеров стала глобализация и повышение прозрачности рынка. Производители и потребители теперь имеют возможность устанавливать контакты напрямую, без посредничества компаний-трейдеров. Это дополнительный фактор, который ведет к снижению прибыли крупных агротрейдеров.
Важнейшим отраслевым трендом становится рост значения компетенций по хранению и транспортировке продовольственных товаров, управлению цепочками поставок с использованием современной технической базы, в том числе с использованием блокчейн – технологий и смарт-контрактов.Уже сейчас на международном рынке успешно действуют компании, бизнес которых построен на оказании услуг по доставке и хранению продовольственных товаров.
Происходящие в отрасли изменения – возможность для значительного повышения эффективности российского агроэкспорта, расширения сбытовой базы за счет установления прямых контактов. Кроме того, важным фактором может стать повышение эффективности импорта продовольственного сырья, в том числе кофе и какао для их переработки в России с целью дальнейшей поставки за рубеж.
Для успешного развития агроэкспорта России нужна собственная международная трейдинговая компания. Ослабление позиций традиционных международных трейдеров и возрастание роли логистической составляющей в бизнесе дает возможность построить национального трейдера нового поколения, лучше конкурентов соответствующего требованиям современного динамичного и прозрачногомирового рынка продовольствия.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных UNComtrade, FAO UN, отраслевых экспертов а также собственного анализа.