МСП: технологическое лидерство
Для компаний малого и среднего бизнеса одним из главных факторов успеха является уровень квалификации учредителей компании, их лидерские, предпринимательские качества. Для того, чтобы успешно запустить и развивать новую компанию, предпринимателям необходимо быть в курсе последних технологических трендов.
Технологическое лидерство – важный инструмент развития малого и среднего бизнеса, позволяющий эффективно использовать новые возможности, открывающиеся с развитием цифровых технологий. Как показывает анализ мирового опыта, технологическое лидерство способствует расширению рынков сбыта для компаний МСП.
Источник: BCG
64% компаний – технологических лидеров - продают свои продукцию и услуги за пределами домашнего региона, 38% - работают на международном рынке. Для сравнения,МСП-цифровые аутсайдеры ограничены в сбыте: на международном рынке их практически нет (3%), а за пределы домашнего региона поставляет свою продукцию только каждая 5 компания (18%). Работа на замкнутом рынке связана с высокими рисками. Любые колебания, появление сильных конкурентов, особенно из крупного бизнеса, могут привести к банкротству. Поэтому технологическое лидерство – основа устойчивости МСП.
Эффективной мерой поддержки МСП со стороны государства становится мониторинг новых технологий, как уже вышедших на рынок, так и находящихся в разработке, анализ ключевых трендов и формирование сети распространения актуальных знаний.
В настоящее время можно выделить ряд направлений, которые могут стать базой для технологического лидерства компаний малого и среднего бизнеса:
Источники: собственный анализ МНИАП, данные Empirica, PWC, IDC, OxfordMartin
Компетенции, знания и навыки предпринимателей в этих областях дают возможность увидеть новые возможности для бизнеса, сформулировать идеи, привлечь отраслевых специалистов и построить высокотехнологичный стартап, имеющий шансы на выход в высшую лигу мирового бизнеса. В мировой практике насчитывается более 150 компаний, начавших свой бизнес совсем недавно как малое предприятие и достигших рыночной капитализации более 1 миллиарда долларов США.
В малом и среднем бизнесе существует широкий пласт компаний, не ориентированных на глобальный успех, а являющихся, скорее, рабочим местом их учредителя. Для них технологические компетенции – основа успеха в конкурентной борьбе с различными франшизами, сетевыми компаниями.
С ростом вовлеченности малого и среднего бизнеса в цифровую экономику на первый план выходит вопрос обеспечения информационной безопасности, защиты данных от несанкционированного использования, вирусных атак, различных вариантов кибермошенничества. Высокий уровень навыков в области информационной безопасности бизнеса, знание наиболее актуальных рисков и угроз – одна из ключевых составляющих технологического лидерства. Комплексная государственная поддержка в этой сфере может дать значительный мультипликативный эффект, повысив привлекательность малого и среднего бизнеса в России.