27 Ноября 2017

Ключевые источники белка: рынок яйца

Главные факторы, определяющие динамику мирового рынка продовольствия, – рост численности населения и увеличение спроса на здоровые продукты питания. Растет спрос на белковые продукты питания, овощи.

Яйца – один из наиболее доступных источников пищевого белка. Их производство может быть эффективно организовано как в условиях крупных агропромышленных корпораций, так и небольшими фермерскими и подсобными хозяйствами. Прогнозируется, что птицеводство к 2035 году станет наиболее быстрорастущей отраслью. Потребление мяса птицы в целом по миру вырастет на 65%, яиц – на 50%. Для сравнения, рост потребления других источников животного белка (рыба, свинина, говядина) ожидается на уровне 30% - 35%.

В России птицеводство – одна из традиционно высокоразвитых отраслей. Россия относится к числу мировых лидеров по потреблению яиц на душу населения.

Для сохранения этих достижений, формирования экспортного потенциала отрасли важно обеспечить технологическую независимость российского птицеводства и производства яйца, увеличивать добавленную стоимость производства, развивать выпуск продуктов с высокой добавленной стоимостью. Важным конкурентным преимуществом российского птицеводства является доступность зерновых – основной составляющей для производства кормов. В структуре затрат на производство яиц доля кормов – порядка 60%.

В целом мировое производство яиц показывает устойчивый рост. Начиная с 2000 года, общий объем выпуска увеличился в 1,4 раза – с 51 до 70 миллионов тонн.

Ведущим производителем яиц является Китай, доля которого составляет 36% от всего мирового производства. Также крупные игроки – США – 8%, Индия – 6%, Япония и Мексика – по 4% соответственно. Россия по объему производства яиц занимает 6 место (доля 3% от мирового выпуска этой продукции).

В структуре мировой торговли принято выделять яйца в скорлупе – крупнейший сегмент с объемом, по состоянию на 2016 год, в 3,6 млрд. долларов США и яичные продукты -  около 900 млн. долларов США.

По объемам экспорта яиц в скорлупе мировым лидером является Голландия - $716 млн. по состоянию на 2016 год. Далее следуют США ($440 млн.) и Турция ($289 млн.), Германия ($279 млн.) и Польша ($223 млн.). В сегменте яичных продуктов также лидирует Голландия ($287 млн. в 2017 году). Значительный объем продукции на экспорт поставляют Франция, США, Германия и Бельгия. Россия в настоящее время не поставляет на экспорт существенных объемов яиц и яичной продукции.

Лидером мирового импорта яиц в скорлупе являются Германия ($645 млн. в 2016 году). Примерно вдвое меньше импортирует Голландия. На третьем месте Ирак ($ 282 млн.). Россия также является крупным импортером яиц в скорлупе (более $ 200 млн. в 2016 году). Но подавляющая часть российского импорта – инкубаторные яйца, необходимые для нормальной работы птицеводства. Преодоление этой технологической зависимости – ключевая задача развития отрасли. В части яичных продуктов крупные объемы закупают Германия, Великобритания а также Япония.

Важно отметить, что в последние годы в мировой торговле яйцом произошли крупные изменения. Если в период с начала 1990 и до 2004 года среднегодовой темп роста торгового оборота в мире составлял около 2,4%, то начиная с 2004 года,рост рынка ускоряется. В среднем, за последние 10 лет он составил 7,5% в год. Яйца один из наиболее перспективных продуктов мирового продовольственного рынка. При этом существуют значительные возможности для увеличения добавленной стоимостьи продукта.

Переход к напольному содержанию птицы создает определенные преимущества в качестве и «топливо» для рекламы, что позволяет увеличить добавленную стоимость яиц.  Следующий уровень -  переработка и производство полуфабрикатов – яичного белка и яичного желтка. Еще более дорогой продукцией являются яйца, произведенные по органической технологии, а также готовые продукты питания на основе яйца – омлеты и др.  Брендирование продукции также важный инструмент увеличения добавленной стоимости.  Для России как потенциального экспортера яиц важно охватывать весь потенциальный рынок сбыта, не ограничиваясь нижним ценовым сегментом. Развитие производства продуктов с высокой добавленной стоимостью с опорой на внутренний рынок может стать эффективным экспортным инструментом.

Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных UN Comtrade, International Egg Commission, других отраслевых экспертов а также собственного анализа.

Мировой рынок
Тренды мирового рынка труда Цифровые тренды после пандемии Рынок устройств для просмотра видеоконтента высокого разрешения Программное обеспечение как услуга Ответственное инвестирование Прогнозирование погоды Профессиональное выгорание Причины неудачных стартапов Телемедицина Интернет людей ERP - системы Тренды цифровых финансовых технологий Мировой рынок оптоволокна Изменения потребительских предпочтений Мировой рынок онлайн-фитнеса Электроавиация Глобальный рынок решений для защиты от дронов SPAC - новый инструмент венчурных инвестиций Искусственный интеллект - Факты Мировой рынок систем управления контентом Стартапы Биотехнологии Тренды биометрических паспортов Экономический эффект вакцины Мировой рынок фотокаталитических покрытий Мировой рынок технологий умной розничной торговли Сценарии цифрового развития Дистанционная занятость Развитие персональных компьютеров: тренды и новые идеи Мировой рынок ванадиевых аккумуляторов Тренды интернета вещей Космический ренессанс: космос Ядерная энергетика Креативные старта на рынке бытовой техники Мировой рынок синтетических алмазов Индустрия 4.0 Биопроспектинг
Другие документы