Ключевые источники белка: рынок яйца
Главные факторы, определяющие динамику мирового рынка продовольствия, – рост численности населения и увеличение спроса на здоровые продукты питания. Растет спрос на белковые продукты питания, овощи.
Яйца – один из наиболее доступных источников пищевого белка. Их производство может быть эффективно организовано как в условиях крупных агропромышленных корпораций, так и небольшими фермерскими и подсобными хозяйствами. Прогнозируется, что птицеводство к 2035 году станет наиболее быстрорастущей отраслью. Потребление мяса птицы в целом по миру вырастет на 65%, яиц – на 50%. Для сравнения, рост потребления других источников животного белка (рыба, свинина, говядина) ожидается на уровне 30% - 35%.
В России птицеводство – одна из традиционно высокоразвитых отраслей. Россия относится к числу мировых лидеров по потреблению яиц на душу населения.
Для сохранения этих достижений, формирования экспортного потенциала отрасли важно обеспечить технологическую независимость российского птицеводства и производства яйца, увеличивать добавленную стоимость производства, развивать выпуск продуктов с высокой добавленной стоимостью. Важным конкурентным преимуществом российского птицеводства является доступность зерновых – основной составляющей для производства кормов. В структуре затрат на производство яиц доля кормов – порядка 60%.
В целом мировое производство яиц показывает устойчивый рост. Начиная с 2000 года, общий объем выпуска увеличился в 1,4 раза – с 51 до 70 миллионов тонн.
Ведущим производителем яиц является Китай, доля которого составляет 36% от всего мирового производства. Также крупные игроки – США – 8%, Индия – 6%, Япония и Мексика – по 4% соответственно. Россия по объему производства яиц занимает 6 место (доля 3% от мирового выпуска этой продукции).
В структуре мировой торговли принято выделять яйца в скорлупе – крупнейший сегмент с объемом, по состоянию на 2016 год, в 3,6 млрд. долларов США и яичные продукты - около 900 млн. долларов США.
По объемам экспорта яиц в скорлупе мировым лидером является Голландия - $716 млн. по состоянию на 2016 год. Далее следуют США ($440 млн.) и Турция ($289 млн.), Германия ($279 млн.) и Польша ($223 млн.). В сегменте яичных продуктов также лидирует Голландия ($287 млн. в 2017 году). Значительный объем продукции на экспорт поставляют Франция, США, Германия и Бельгия. Россия в настоящее время не поставляет на экспорт существенных объемов яиц и яичной продукции.
Лидером мирового импорта яиц в скорлупе являются Германия ($645 млн. в 2016 году). Примерно вдвое меньше импортирует Голландия. На третьем месте Ирак ($ 282 млн.). Россия также является крупным импортером яиц в скорлупе (более $ 200 млн. в 2016 году). Но подавляющая часть российского импорта – инкубаторные яйца, необходимые для нормальной работы птицеводства. Преодоление этой технологической зависимости – ключевая задача развития отрасли. В части яичных продуктов крупные объемы закупают Германия, Великобритания а также Япония.
Важно отметить, что в последние годы в мировой торговле яйцом произошли крупные изменения. Если в период с начала 1990 и до 2004 года среднегодовой темп роста торгового оборота в мире составлял около 2,4%, то начиная с 2004 года,рост рынка ускоряется. В среднем, за последние 10 лет он составил 7,5% в год. Яйца один из наиболее перспективных продуктов мирового продовольственного рынка. При этом существуют значительные возможности для увеличения добавленной стоимостьи продукта.
Переход к напольному содержанию птицы создает определенные преимущества в качестве и «топливо» для рекламы, что позволяет увеличить добавленную стоимость яиц. Следующий уровень - переработка и производство полуфабрикатов – яичного белка и яичного желтка. Еще более дорогой продукцией являются яйца, произведенные по органической технологии, а также готовые продукты питания на основе яйца – омлеты и др. Брендирование продукции также важный инструмент увеличения добавленной стоимости. Для России как потенциального экспортера яиц важно охватывать весь потенциальный рынок сбыта, не ограничиваясь нижним ценовым сегментом. Развитие производства продуктов с высокой добавленной стоимостью с опорой на внутренний рынок может стать эффективным экспортным инструментом.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных UN Comtrade, International Egg Commission, других отраслевых экспертов а также собственного анализа.