Интернет-торговля фермерскими продуктами в России
Интернет-торговля фермерскими продуктами в России активно развивается. За прошедшие 7 лет на этом рынке сформировались устойчивые и успешные игроки, определились наиболее эффективные модели ведения бизнеса. Новый тренд – появление все большего количества сайтов, через которые фермеры реализуют свою продукцию напрямую, минуя посредников.
Развитие торговли фермерскими продуктами через сеть интернет – важная тенденция российского продовольственного рынка. Благодаря возрастающему просу на натуральные продукты российские фермеры получили новый прямой канал сбыта своей продукции.
Прямая торговля от производителя к потребителю, выстраивание локальных цепочек снабжение продовольствием – это самые современные мировые инструменты развития продовольственного рынка, а также эффективный механизм поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
Рост числа сайтов фермеров – одна из главных тенденций интернет-рынка натуральных продуктов
На сегодня можно выделить 2 ключевые бизнес-модели, в соответствии с которыми работают интернет-магазины фермерских товаров:
Сайты-агрегаторы. Это компании, предлагающие фермерам услуги по сбыту их продукции в сети интернет. Для таких компаний характерны широкий ассортимент продукции, максимально дружественные к покупателям условия поставки, значительное количество фермеров-поставщиков. Такие интернет- супермаркеты активно используют различные каналы коммуникации с потребителями для продвижения своей продукции.
Сайты фермеров. Это сравнительно новый формат, получивший широкое распространение в последние 4 года.
Сайт работает в интересах одного фермера или узкого круга компаньонов.
Как правило, более сжатый ассортимент, поставка продуктов заказчикам осуществляется 2-3 раза в неделю. Такие сайты решают две задачи: непосредственно продают фермерскую продукцию и способствуют продвижению и росту узнаваемости фермерского хозяйства. Во многих случаях вместе с продуктами предлагаются и сопутствующие услуги, например, сельский туризм.
Можно ожидать, что в дальнейшем тенденция роста количества сайтов фермеров сохранится: успешные хозяйства продолжат более широко использовать современные каналы коммуникации для продвижения своих товаров и услуг, а между компаниями-агрегаторами будет нарастать конкуренция.
Среди сайтов-агрегаторов активно идет поиск наиболее конкурентной модели бизнеса. Здесь можно выделить 2 основные тенденции:
Один из старейших интернет-магазинов фермерских продуктов LavkaLavka делает ставку на активное продвижение и развитие собственной торговой сети в формате традиционной розницы, а также высокое качество поставляемой продукции.
Другое направление развития – это смещение акцента с фермерского происхождения продукции на ее полезные качества и экологичность. При этом происходит максимальное расширение ассортимента, в том числе за счет включения в него косметики, биоактивных добавок, спортивного питания и т.д.
Интернет-магазины – перспективный бизнес
Первые интернет-магазины, торгующие фермерскими продуктами, появилисьв 2006 году, но пик развития отрасли пришелся на 2011-2012 годы.
Накопленная на сегодняшний день статистика позволяет сделать вывод о том,что выживаемость новых проектов в этой отрасли бизнеса очень высока: 70%компаний, начинавших работу в 2009-2012 годах, продолжают работать и сегодня. Для сравнения, по данным мировой статистики, средняя выживаемость новых бизнесов составляет не более 30%.
Интересен один из примеров переформатирования интернет-магазина фермерских продуктов. «Русские фермы» перешли от интернет-торговли, дистрибуции фермерских молочных продуктов в торговые сети. Это – уникальный пример успешного решения одной из наиболее значимых проблем, сдерживающих развитие фермерского бизнеса в России: обеспечение доступа продукции крестьянских хозяйств в торговые сети.
Ассортимент здоровых продуктов расширяется!
В 2012 году основу ассортимента составляли молочные продукты, яйца, птица и мясо – их предлагали не менее 90% всех интернет-магазинов. Сейчас наиболее распространенный ассортимент также включает кулинарию, выпечку, домашние заготовки (соленья и варенья), овощи и мед.
Широкая линейка предложения наиболее характерен для сайтов- агрегаторов, объединяющих продукцию многих поставщиков, но и фермерские сайты не ограничиваются несколькими товарными позициями, предлагая широкий ассортимент продукции.
Потенциал развития
Рынок интернет-торговли здоровыми продуктами питания продолжит активное развитие. Высокая выживаемость на нем вновь созданных бизнесов говорит о том, что потенциал развития далеко не исчерпан. Три главных вектора развития на сегодня: во-первых, создание магазинов, объединяющих традиционную торговлю и торговлю в интернет. Причем, движение в этом направлении идет как со стороны интернет-торговцев, так и со стороны традиционной розницы. Во-вторых, развитие сайтов, предлагающих максимально широкий ассортимент продуктов здорового питания. В-третьих, развитие сайтов фермерских хозяйств.
Дальнейшее развитие интернет-торговли фермерскими продуктами требует решения 3 главных задач:
обеспечение ветеринарного благополучия крестьянских (фермерских)
хозяйств, создание механизмов контроля качества фермерских
продуктов;
упрощение для фермеров доступа к кредитным и лизинговым
ресурсам, необходимым для развития производства;
обеспечение стабильного сбыта фермерской продукции.
В целом интернет-торговля фермерскими продуктами в России за 4 года прошла большой путь, определив наиболее успешные форматы и направления развития. В дальнейшей перспективе рост отрасли продолжится, что очень позитивно для развития фермерства в нашей стране.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики по результатам собственных исследований