Индустрия 4.0: управление изменениями
Термин «четвертая промышленная революция» активно используется для описания комплекса изменений, которые происходят в мировой экономике в связи с широким внедрением комплекса достижений цифровых технологий (BigData, искуcственный интеллект, интернет вещей и др.). Принципиальная новизна этого процесса – в стирании грани между реальным и виртуальным пространством. Лучшая иллюстрация– технологии 3D сканирования и 3D печати. Реальные объекты: предметы интерьера, детали машин с помощью сканера переносятся в виртуальность, а трехмерная печать позволяет (с определенными технологическими ограничениями) «доставать» эти объекты из виртуальности в любой точке земного шара. Важно отметить, что перенос объектов реального мира в виртуальность, формирование библиотек таких объектов, удобных для доступа конструкторов и дизайнеров – одно из перспективных и быстрорастущих направлений малого бизнеса.
Еще один важный аспект виртуализации – создание «цифровых копий» товаров. Возможность использование такого подхода позволяет вывести эффективность пользовательского сервиса и управления бизнесом в целом на принципиально новый уровень:
- Отказ от стандартной схемы планово-предупредительных ремонтов и управление надежностью по реальному состоянию оборудования (на основании системы датчиков и анализа массива данных об отказах) позволяет значительно сократить расходы на ремонты и простои неисправного оборудования;
- «Цифровая копия» сложной машины, например, зерноуборочного комбайна, в смартфоне позволяет контролировать основные рабочие параметры, автоматически заказывать необходимые запчасти, не только повышает эффективность использования дорогой техники, но и оптимизирует работу дилера по поставке запасных частей и расходных материалов. Кроме того, значительно упрощается настройка рабочих параметров оборудования;
- Использование внутризаводского транспорта с системой автономного вождения, увязанного в единую сеть с управлением складом и производственными процессами позволяет отказаться от классического конвейера. Автономные электрокары доставляют заготовки или узлы для сборки и забирают готовые изделия на рабочих постах, расположенных оптимальным образом, исходя из возможностей помещений и особенностей производства. Необходимости «вытягивать» километровые производственные линии больше нет.
Четвертая промышленная революция выводит управление бизнесом на новый качественный уровень. Важно, что за счет более совершенной кооперации, обработки данных и других технологий становится возможным замена крупных промышленных предприятий мозаичными сетями малых и средних компаний – более гибких, легче внедряющих инновации, способных проще заходить в открывающиеся новые рыночные ниши, подчеркнула глава Института анализа инвестиционной политики Елена Скрынник. Для российского малого и среднего бизнеса индустриализация 4.0 это возможность занять прочные позиции в новой мировой системе разделения труда, которая сейчас только начинает формироваться.
Управление изменениями, необходимыми для цифровизации малого и среднего бизнеса, широкого внедрения комплекса технологий индустриализации 4.0 – одна из ключевых задач государственных институтов развития. По мнению Елены Скрынник, формирование в России «центров цифровых компетенций» позволит значительно ускорить процессы цифровой трансформации экономики.
В мировой практике подобные структуры уже действуют. Так, например, в Германии это сеть из 15 «центров компетенций» (Kompetenzzentren) и 4 региональных представительств. «Дорожная карта» внедрения цифровых изменений включает 5 основных этапов:
Информирование:
Что такое индустрия 4.0? Что это может дать для моей компании?
На этом этапе сотрудники центров цифровых компетенций проводят встречи и выступления, организуют работу экспертов, конференции и семинары, анализ возможностей внедрения инноваций и др.
Цель этапа: формирование у руководства и сотрудников компании мотивации для внедрения цифровых изменений
Демонстрация
Как это работает на практике?
Организуются выезды на предприятия, имеющие успешный опыт внедрения цифровых технологий нового поколения, знакомство с лучшими отраслевыми практиками, разработчиками технологий, компаниями.
Цель этапа: дать возможность оценить практический эффект внедрения цифровых изменений;
Анализ и обучение
Какие навыки нужны компании и персоналу для цифровизации бизнеса?
Проводятся тренинги, семинары, мастер-классы, консультации, «мозговые штурмы», стажировки и другие формы обучения.
Цель этапа: формирование у ключевых сотрудников компании понимания стратегии цифровизации своего бизнеса, а также важнейших навыков и компетенций.
Разработка плана цифровых изменений
Насколько компания готова к цифровизации? Какие конкретные шаги следует предпринять?
Разработка стратегии цифровизации бизнеса и плана реализации этой стратегии.
Цель этапа: четкое понимание на всех уровнях компании своих целей и задач, ключевых показателей реализации стратегии цифровизации бизнеса
Реализация
На этом этапе выполняется разработанный план цифровизации, оцениваются результаты и вносятся необходимые коррективы.
Эффективное управление изменениями, необходимыми для цифровизации бизнеса, внедрения комплекса технологий «четвертой промышленной революции» - одна из главных задач формирующейсякомплексной системы развития малого и среднего бизнеса в России.