18+
16 Мая 2017

Фермерство: синергетический эффект

Развитие фермерства оказывает многостороннее положительное воздействие на экономику России. Это не только прямой рост объемов сельскохозяйственного производства, фермеры создают значительное количество новых рабочих мест, активно реинвестируют заработанные средства в развитие сельского хозяйства. Фермерские продукты на сегодня стали основой фактически новой отрасли торговли – магазинов здорового питания.  Большой вклад вносят фермеры в социальное развитие села.

Главная особенность и ключевое преимущество фермерства – вовлеченность в развитие целого ряда смежных отраслей. Наиболее распространенным примером является сельский туризм. Но сотрудничество с фермерами создает преимущества и для традиционного «большого» туризма. В мировой практике широкое распространение получили фестивали фермерских продуктов, местной кухни, проводимые в крупных городах и являющиеся мощным средством привлечения туристов. Примеров таких фестивалей очень много. Это дегустации местных колбас в Кракове, винные ярмарки в Вене или праздники корюшки в Санкт-Петербурге. Проведение подобных мероприятий – важный вклад фермеров в повышение привлекательности региона для «большого туризма». Его значимость трудно переоценить: по данным за 2016 год, доля сельского хозяйства в суммарном мировом ВВП составляет около 4%, а доля туризма - более 10%.

Развитие фермерства стало основой для нового формата городских рынков с высоким уровнем качества и сервиса, объединяющих торговлю и общественное питание, создающих новый тип торгового пространства.  В настоящее время современные фермерские рынки активно развиваются и успешно конкурирует с привычными сетевыми магазинами.

Опыт стран Восточной и Центральной Европы показывает, что потенциал сельского предпринимательства, фермерства может быть эффективно использован для развития дорожного сервиса.  Кроме типовых многофункциональных объектов, включающих заправку, кафе и магазин, стоянку для автомобилей, в Польше, к примеру, широко распространены (их более 40 тысяч по всей стране) придорожные гостиницы с рестораном местной кухни и зоной отдыха. Такие гостиницы (zajazd) пользуются большой популярностью не только среди туристов, но и местных жителей. Для России, как страны активно развивающей дорожную сеть, такой опыт очень полезен. Согласно Постановлению Правительства РФ № 860 от 2009 года, многофункциональные зоны дорожного сервиса должны располагаться через каждые 70 – 90 километров. Пока этот показатель не выполнен, что создает отличные возможности для развития агротуризма, формирует новый рынок сбыта для фермерских продуктов, потенциальные рабочие места. Одновременно с этим решается важная государственная задача качественного обустройства автомобильных дорог нашей страны.

Мировой опыт показывает, что сотрудничество с фермерами – это эффективный инструмент развития целого ряда отраслей, начиная от традиционного туризма и торговли, заканчивая дорожным сервисом, строительством и др.  Такой синергетический эффект - одна из ключевых составляющих программы развития малых деревень России.

Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных собственного исследования отраслевых практик.

Российский рынок
Россия: тренды экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью Россия и глобализация Тренды квантовых вычислений Франшизы для малого бизнеса Экспортные рынки для России Новые возможности для малого бизнеса в России Малый и средний бизнес в России Рынок IT-услуг в России Наука в мире и России Новогодние тренды Цифровая повестка ЕАЭС 7 преимуществ /7 проблем малого бизнеса Инновации: возможности для малого бизнеса Развитие инноваций: региональный опыт Источники и инструменты финансирования малого бизнеса Цифровые технологии для поддержки малого и среднего бизнеса Синергия: 9 идей для развития агротуризма Концепция «Фермерство как услуга»: мировой опыт и возможности для России Сельское хозяйство ЕАЭС в 2017 году Нейросетевая инициатива для АПК Экспорт российского хлеба: динамика роста Пасхальный индекс 2018 Особенности регионализации и инструменты развития Российский агроэкспорт в 2017 году Российский экспорт зерна в сезоне 2017/18 годов Российские продукты как интернациональный бренд Инструменты стратегического управления для фермеров Государственная поддержка АПК и механизмы регионализации Стратегия АПК 2035: инструменты агротерриториального развития Продукты для новогоднего стола: статистика экспорта Продвижение российской продукции АПК на мировой рынок Агротуризм: сеть национальных пешеходных маршрутов Россия на мировом рынке мяса Эффективность органического земледелия Российские соглашения о свободной торговле и экспорт продукции АПК Факторы выбора крупных перспективных проектов АПК
Другие документы