Фермерство: синергетический эффект
Развитие фермерства оказывает многостороннее положительное воздействие на экономику России. Это не только прямой рост объемов сельскохозяйственного производства, фермеры создают значительное количество новых рабочих мест, активно реинвестируют заработанные средства в развитие сельского хозяйства. Фермерские продукты на сегодня стали основой фактически новой отрасли торговли – магазинов здорового питания. Большой вклад вносят фермеры в социальное развитие села.
Главная особенность и ключевое преимущество фермерства – вовлеченность в развитие целого ряда смежных отраслей. Наиболее распространенным примером является сельский туризм. Но сотрудничество с фермерами создает преимущества и для традиционного «большого» туризма. В мировой практике широкое распространение получили фестивали фермерских продуктов, местной кухни, проводимые в крупных городах и являющиеся мощным средством привлечения туристов. Примеров таких фестивалей очень много. Это дегустации местных колбас в Кракове, винные ярмарки в Вене или праздники корюшки в Санкт-Петербурге. Проведение подобных мероприятий – важный вклад фермеров в повышение привлекательности региона для «большого туризма». Его значимость трудно переоценить: по данным за 2016 год, доля сельского хозяйства в суммарном мировом ВВП составляет около 4%, а доля туризма - более 10%.
Развитие фермерства стало основой для нового формата городских рынков с высоким уровнем качества и сервиса, объединяющих торговлю и общественное питание, создающих новый тип торгового пространства. В настоящее время современные фермерские рынки активно развиваются и успешно конкурирует с привычными сетевыми магазинами.
Опыт стран Восточной и Центральной Европы показывает, что потенциал сельского предпринимательства, фермерства может быть эффективно использован для развития дорожного сервиса. Кроме типовых многофункциональных объектов, включающих заправку, кафе и магазин, стоянку для автомобилей, в Польше, к примеру, широко распространены (их более 40 тысяч по всей стране) придорожные гостиницы с рестораном местной кухни и зоной отдыха. Такие гостиницы (zajazd) пользуются большой популярностью не только среди туристов, но и местных жителей. Для России, как страны активно развивающей дорожную сеть, такой опыт очень полезен. Согласно Постановлению Правительства РФ № 860 от 2009 года, многофункциональные зоны дорожного сервиса должны располагаться через каждые 70 – 90 километров. Пока этот показатель не выполнен, что создает отличные возможности для развития агротуризма, формирует новый рынок сбыта для фермерских продуктов, потенциальные рабочие места. Одновременно с этим решается важная государственная задача качественного обустройства автомобильных дорог нашей страны.
Мировой опыт показывает, что сотрудничество с фермерами – это эффективный инструмент развития целого ряда отраслей, начиная от традиционного туризма и торговли, заканчивая дорожным сервисом, строительством и др. Такой синергетический эффект - одна из ключевых составляющих программы развития малых деревень России.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных собственного исследования отраслевых практик.